Конспект
совместной деятельности по пожарной безопасности
в старшей группе
Составила:
Волкова Наталия Владимировна,
воспитатель МБОУ «Начальная школа
– детский сад № 6»
План – конспект совместной деятельности
- Тема: «Огонь – друг, огонь – враг»
- Группа: старшая
- Направление: познавательно – речевое развитие
- Раздел программы: Ребенок и окружающий мир
Тема: «Пожарная безопасность»
- Тип организованной деятельности: завершающий
- Место: групповая комната
- Цель: систематизация ранее приобретенных знаний – об огне, пожаре.
Задачи:
Образовательные: уточнять, углублять и систематизировать знания детей о пользе и вреде огня, учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи; в практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара: при пожаре звонить – 01.
Развивающие: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, развивать мыслительные операции.
Воспитательные: Закрепить правила противопожарной безопасности: не брать и не играть со спичками и зажигалками; пожароопасными предметами, способствовать формированию у детей навыки сотрудничества: радоваться общему делу, учить детей эвакуироваться в случае возникновения пожара.
6.Оборудование и материал:
для педагога:
Проектор, экран. Ткань, из которой сшит костюм пожарных, магнитофон, запись звука сирены пожарной машины, презентация «Пожар», мультфильм «Про медвежонка Тишку».
для детей: Краски с кисточкой, альбомные листы с нарисованным огнём по количеству детей, пожарный тушит пожар.
Два ведра, два маленьких ведерочка. Иллюстрации к стихам, конверты с картинками: спички, зажигалки, розетки, игрушки, кружочки, медальки, по одной рукавице на каждого ребенка, сшитых из ткани, из которой шьют форму пожарным.
Подготовительная работа:
- Беседа о пожароопасных предметах;
- Экскурсия в пожарную часть.
- Встреча с интересным человеком: пожарным.
- Чтение С. Маршака «Пожар», «Кошкин дом»;
- Разгадывание загадок о пожароопасных предметах (презентация прилагается).
- Знакомство с пословицами.
- Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»
- Игра «Эвакуация»
Этап занятия |
Содержание |
Деятельность детей |
Деятельность воспитателя |
Примечание |
1. Организационно – мотивационный
момент
1.1. Организационный момент
1.2. Беседа с детьми
(целеполагание) |
Воспитатель обращается к детям:
-Я вам сейчас загадаю загадку, а вы скажете, о чем мы сегодня будем говорить:
Он красив и ярко-красен
Но он жгуч, горяч, опасен!
- Правильно, это – огонь.
-Огонь бывает полезным и очень опасным. Хотите узнать, когда огонь приносит пользу, а когда вред, и что нужно делать, чтобы огонь не причинил вреда? А еще поиграть в игру «Эвакуация»?
- Ребята, подойдите к экрану, встаньте так, чтобы всем было удобно.
Я вам предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма про медвежонка Тишку, и узнать, что с ним произошло. |
Отгадывают загадку.
Предполагаемый ответ:
Хотим.
Смотрят фрагмент мультфильма «Пожар» по мотивам произведения С.Я. Маршака, слушают воспитателя. |
Мотивирует детей на дальнейшую деятельность, задает вопросы и организует дальнейшую деятельность
Организует детей
|
Оборудование:
Проектор, экран
|
2. Основная часть
2.1 Рассматривание слайдов. Беседа. |
- Как вы думаете, отчего произошел пожар?
-Как вы думаете, а мы с вами можем сегодня чем – то помочь медвежонку Тишке, чтобы с ним больше такого не случалось, ведь он от нас далеко и мы его не видим?
–А о чем мы можем ему рассказать в письме?
-А вы хотите помочь Тишке?
- Очень давно люди научились добывать огонь. Огонь, верно служит человеку. И нам без огня не обойтись. Для чего нам нужен огонь?
-Огонь приносит пользу людям.
-А где мы можем встретить огонь в нашей жизни?
- Когда люди забывают об осторожности обращения с огнем, огонь становится смертельно опасным, может возникнуть пожар. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения.
-А если произойдет пожар в детском саду, как мы об этом можем узнать?
-Что мы будем делать?
- Пожар может возникнуть по вине человека, или по природной стихии (молния, землетрясение).
- Каким может быть огонь?
-Про огонь есть пословицы. Сейчас нам про них расскажут дети:
«Не шути с огнем, обожжешься»,
«С огнем не шутят»,
«Кто огня не бережется, тот скоро обожжется»
«Спички – не игрушки, огонь – не забава». |
Предполагаемый ответ:
Поджег, неосторожно пользовались спичками.
Предполагаемый ответ:
Можем рассказать, написать письмо и отправить по почте, отправить по интернету: электронное письмо
Предполагаемый ответ: как нужно обращаться с предметами, от которых может возникнуть пожар, а если он возник, то, что нужно делать
Предполагаемый ответ: (чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор и т.д.)
Предполагаемые ответы: газ, спички, зажигалка, печка; не выключенные электроприборы могут образовать пожар; во время празднования нового года: неосторожное обращение с бенгальскими огнями, фейерверками; траву жгут, пух тополиный.
Предполагаемые ответы: услышим звук пожарной сигнализации
Предполагаемые ответы: выйти через запасной выход, спуститься по лестнице
Предполагаемые ответы: (Разный, удивительный, волшебный, большой и маленький, опасный и полезный, безжалостный, бывает добрым и злым, тихий, приветливый, хороший, полезный, верный друг, вечный огонь, грозный, хищный, ненасытный, страшный, коварный, бледно-желтый, ярко-красный, рыжий).
Дети говорят пословицы про огонь. |
|
Оборудование:
Проектор, экран
1 слайд презентации
2-11 слайды презентации
12-13 слайды презентации |
2.2. Практическая деятельность (игра)
2.3. Беседа с детьми
2.4. Практическая деятельность (опыт)
2.5. Опытническая деятельность детей.
2.4. Практическая деятельность
|
- А сейчас я предлагаю вам сделать упражнение: «Потуши огонь»
Широко раскрыть глаза, набрать в рот воздух, затем закрыть глаза, и с силой выпустить воздух.
Воспитатель, обращается к детям:
- Что нужно делать, если случился пожар?
Смело трубку в руки взять,
«01» суметь набрать
И назвать еще потом: город, улицу и дом, и квартиру, где живете, и с каким она замком, и еще сказать «Даю вам фамилию свою, также номер телефона, у которого стою»
- А как вы думаете, кто сможет быстро справиться с пожаром?
- А как вы думаете, каким должен быть пожарный?
-Кто может рассказать об одежде пожарного?
- Посмотрите, из какой ткани сделан костюм пожарного.
-Почему именно из такого материала шьют пожарным одежду?
- Я вам предлагаю одеть рукавицу, из которой сшита форма пожарных, опустить ее в горячую воду и проверить, защищает ли она от воды.
-Как выглядит пожарная машина?
-Как вы думаете, а почему пожарная машина красного цвета?
- Когда машина едет по дороге её не только видно, но и слышно сирену. Как вы думаете, почему она так громко звучит?
-Что делают пожарные, когда приезжают на место пожара?
Воспитатель: Я вам предлагаю нарисовать, как тушат пожар. |
Выполняют правила игры.
Предполагаемые ответы: вызвать пожарных, позвонив по телефону 01, закричать в окно, постучать соседям
Предполагаемые ответы: пожарные
Предполагаемые ответы: смелый, сильный, умный, находчивый, внимательный, ловкий, сообразительный, ничего не боится, храбрый
Предполагаемые ответы: пожарные одеты в защитную одежду. На голове каска, аппарат для дыхания, на руках рукавицы, на ногах сапоги
Рассматривание ткани, из которой сшит комбинезон пожарных.
Предполагаемые ответы: такая ткань защищает от огня, не промокает. Не горит.
Предполагаемый ответ: не промокает.
Предполагаемые ответы: красная, большая, наверху есть лестница.
Предполагаемые ответы: пожарные автомобили окрашиваются в красный цвет: цвет огня, цвет опасности, цвет, бросающийся в глаза издалека
Предполагаемые ответы: правильно, чтобы другие машины слышали звуковой сигнал и уступали пожарной машине дорогу.
Дети слушают запись.
Предполагаемые ответы: тушат пожар, пожарные машины заливают огонь водой из шланга
Дети рисуют воду, льющуюся из пожарного рукава. |
Уточняет, обобщает ответы детей, показывает слайды.
Уточняет, обобщает ответы детей
Уточняет, обобщает ответы детей
Уточняет, обобщает ответы детей.
Включает звукозапись сирены пожарной машины.
Готовит оборудование для следующей деятельности. |
Оборудование:
Проектор, экран
( 14 слайд презентации)
15 слайд презентации
Оборудование: ткань, из которой сшит костюм пожарных.
По одной рукавице на каждого ребенка, сшитых из ткани, из которой шьют форму пожарным.
16 слайд презентации
Магнитофон, запись.
Оборудование: листы бумаги, с нарисованным
пожарным, с пожарным рукавом в руке. |
2.5. Физминутка |
Воспитатель:
-А бывает, что до приезда пожарных, люди сами начинают тушить пожар. Я вам предлагаю поиграть в игру «Пожарные».
Задание: маленьким ведерком, передаваемым по цепочке, перенести воду с одного ведра в другое. Кто больше перенесет воды за 3 минуты, - тот и победитель. |
Группа делится на две команды.
Выполняют игровые действия, соблюдая правила
|
Выполняет роль ведущего. |
Два ведра, два маленьких ведерочка. |
2.6. Рассказ ребенка
|
Воспитатель:
-А какие правила пожарной безопасности знаете вы? Попросим ребят рассказать нам об этом.
Рассказ ребенка с показом иллюстрации:
1 ребенок:
Сам костер не разжигай,
И другим не позволяй:
Даже крошка огонек
От пожара не далек.
2 ребенок:
Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери.
Коробка спичек хоть мала,
Но много может делать зла.
3 ребенок:
Не бери из печки жар,
Ведь и он хранит пожар.
Уголек хоть невеличка,
Но опасен, как и спичка.
4 ребенок:
Газ на кухне, пылесос ли,
Телевизор и утюг,
Пусть включает только взрослый
Наш надежный, старший друг.
|
Ребенок рассказывает, сопровождая рассказ показом иллюстрации, остальные дети наблюдают и слушают. |
Оказывает при необходимости помощь в рассказывании. |
Оборудование:
Иллюстрации с изображением, отчего может возникнуть пожар |
2.7. Практическая деятельность
ИГРА: «Как делать нельзя». |
Воспитатель:
Мы знаем много правил, мы учим с детства их.
Но нужно помнить строго
О правилах таких:
О правилах всем, ясных,
О том, как сделать так,
Чтобы в домах всех ваших
Не возникал пожар,
Чтоб поле не горело,
Не выгорел весь лес
И чтоб пожарным было,
Как можно меньше дел,
А пламя нам дарило
Тепло и добрый свет.
- А сейчас я вам предлагаю объединиться в пары.
На столе лежат конверты. В конвертах картинки. Разложите так: сверху – какие предметы можно детям брать, а снизу – какие брать нельзя, или чего нельзя делать.
- Кто будет готов рассказать, поднимите руку. |
Самостоятельно в парах выполняют задание.
Предполагаемый ответ: спички, зажигалки, брать нельзя, разжигать огонь, подогревать на плите, включать электроприборы в розетку, а игрушками играть можно. |
|
Оборудование:
Конверты с картинками: спички, зажигалки, электроприборы, игрушки
|
3. Заключительная часть
3.1. Итог.
3.2. Рефлексия.
3.3.Игра «Эвакуация»
|
Воспитатель:
- Что мы можем положить в конверт, чтобы отправить Медвежонку Тишке письмо?
-А о чем можно ему написать?
Воспитатель:
-Что больше всего запомнилось?
- Мне сегодня очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, рассуждали, играли, рассказывали пословицы и стихи, и хочется вас всех наградить медалями «Юный пожарный» и магнитами.
-А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Эвакуация».
Как только вы услышите звук пожарной сигнализации, я возьму песочные часы, и нам с вами нужно будет очень быстро, за 5 минут, собраться и выйти по пожарной лестнице. Не волнуйтесь, мы все успеем. По лестнице нужно спускаться спокойно, не толкаться, держаться за перила, чтобы не упасть.
|
Предполагаемый ответ: картинки, рисунки, написать письмо
Включается пожарная сигнализация.
Дети вместе с воспитателем эвакуируются.
Воспитатель пересчитывает детей. |
Воспитатель награждает детей медалями.
Воспитатель вместе с помощником эвакуирует детей из здания.
|
Оборудование:
Конверт, рисунки, картинки, письмо.
Оборудование:
медальки. |
|