МБОУ "Начальная школа - детский сад №6"

Страничка педагога - психолога

«Родительский клуб»

1 заседание

 «Психологическое здоровье ребёнка – нервные и трудные дети».Нервные дети - проблема  непростая и актуальная для родителей.

Нервность - широкое понятие. К ней относят чрезмерную возбудимость, раздражительность, плаксивость, впечатлительность, нарушение сна, невропатию, невроз; к ней относят и психосоматические заболевания, т.е. заболевания внутренних органов, основная причина которых – тягостные переживания. Один ребёнок рождается нервным, другой становится таковым.

Наиболее частая причина детской нервности – неправильное воспитание. Нервный или трудный ребёнок – источник ссор в семье. Ребёнок вызывает у родителей тревожную любовь или неприятие, отвержение, неосознанную агрессивность…

Воспитание каждого ребёнка индивидуально, а воспитание нервного и трудного требует ещё и решения множества специфических задач. Здравым смыслом и опытом бабушек здесь не обойтись. Необходимы специальные знания и советы. От своевременной рекомендации по воспитанию трудного ребёнка нередко зависит его будущее и благополучие семьи, так как то, что относительно легко обратимо в детском возрасте, нелегко и нередко невозможно исправить в подростковом и юношеском.

На страничках «Родительского клуба» будут предложены конкретные рекомендации по преодолению, а ещё более по профилактике отдельных, чаще всего встречающихся форм детского неблагополучия.

Причины детской нервности и трудности:

·        Неблагополучно протекающая беременность.

·        Аномалии развития плода.

·        Осложнённые роды.

·        Микроповреждения мозга.

·        Психофизический дефект (отставание в физическом или умственном развитии, дефекты внешности,  увечья,  хронические заболевания…)

·        Кризисные ситуации (поступление в детский сад, в школу, рождение брата или сестры, развод родителей, смерть родственников…).

Детство - отнюдь не сплошное счастье. И у детей  случаются свои беды и переживания, обиды, трудности, неудачи, унижения, разочарования. И у них отнимают, и их унижают, отвергают, и с ними бывают жестоки, несправедливы. Детям знакома боль.

 И родителям мало порой  быть подготовленными к воспитанию своего ребёнка, нередко следует стать психотерапевтами. Для того чтобы родители могли быть психотерапевтами для своих детей, необходимо соблюдение ряда условий:

     - Любить «безусловной любовью»- любить таким, какой он есть! Без такой любви нет полноценного детства, не будет и уверенности в себе, часто не будет удачливости, счастья и обязательно возникнут комплексы.

     - Быть авторитетным для ребёнка.

     - Правильные слова родителей не должны расходиться с их поступками.

     - Внимание к ребёнку, безусловное понимание его.

Заповеди родителям, готовым стать психотерапевтами своему ребёнку.

1.     Не унижать ребёнка самим. Никому не позволять унижать его. Никого не унижать при ребёнке.

2.     Не запугивать ребёнка. «Инъекция страха» способна породить неуверенность в себе, невроз. Комплексы.

3.     Не  допускать при ребёнке пессимистических, злобных, завистливых речей.

4.     Не проявлять при ребёнке вспыльчивость. В таком состоянии вы безобразны, некрасивы. Вызываете у ребёнка протест и показываете как  «нужно» действовать в подобной ситуации.

5.     Не защищайте ребёнка в конфликтах с другими детьми, если не прав он сам.

6.     Никогда не ставьте в пример брата или сестру. Это может стать началом неосознаваемой, на всю жизнь неприязни к брату или сестре.

7.     Не обнажайте при детях свои личные проблемы. Вы рискуете потерять авторитет в глазах своих детей.

8.     Никогда, ни при каких обстоятельствах не попрекать ребёнка куском хлеба.

 

Использованная литература:

Гарбузов В. «Нервные и трудные дети»;

Овчарова Р «Тренинги формирования осознанного родительства».

 

2 заседание

«Дети - это цветы жизни!»

Это  утверждение очень часто звучит из уст взрослых. Что же именно подразумевают, когда сравнивая детей с цветами? Скорей всего это сравнение идет от того, что за детьми, как и за цветами, нужен тщательный уход и забота. Но все ли взрослые понимают, какой именно уход необходим и в чем должна проявляться забота? Что от их действий и поступков зависит то, какой вырастет человек? Или, переводя вновь на сравнение, насколько рано или поздно завянет цветок?

Сейчас, чаще всего, родители перекладывают ответственность за воспитание на других: бабушек, нянь, воспитателей и учителей. Это связано с тем, что многие из них считают важным создание максимально улучшенной материальной атмосферы, т.е.  чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вот проблема в том, что в такой ситуации, ребенок лишается максимальной материнской, да и отцовской любви и заботы, что необходимо ему гораздо больше, чем все игрушки и вещи вместе взятые.

Есть одна замечательная история, которая наглядно показывает важность присутствия родителей в жизни ребенка и важность для ребенка чувствовать и ощущать их любовь.

 "Жила-была маленькая девочка. Были у нее мама и папа. Девочка знала, что ее любила мама, но не понимала, как. Мама всегда была занята, всегда грустная и уставшая. А папы или не было дома, или он сердито разговаривал с мамой.

 Очень часто девочка жила у бабушки, которая ее, наверное, тоже любила, но была строгой. И мечтала девочка о дне, когда увидит маму. Но маму около себя она видела, когда начинала болеть. И поэтому болеть девочка очень любила.

 Однажды, когда мама была очень далеко, в другом городе, девочка не сумела рассчитать своих сил и заболела так, что ее положили в больницу. Без мамы. Девочка была очень напугана, решила, что не кому не нужна, если ее отправили жить в чужой дом, с чужими тетями, где ей делают только больно. Не успела девочка понять, за что ее так наказали, как кто-то сказал, что ей нельзя выходить даже в коридор. И тут девочка подумала, что хуже, чем она, никого на свете нет. И смирилась. Она не стала сопротивляться. Она легла на кровать. Девочка не видела, ради чего можно захотеть подняться вновь. Однако надежда, что вдруг появиться мама, очень хрупкая надежда - маленькими лучиками - еще оставалась. Время от времени девочка выходила из забытья, откуда-то из темноты, и видела то тарелку на тумбочке с нетронутой манной кашей, которая казалась деревянной, то бутылочки и трубочки, по которым что-то капало и капало... И увидев иглу в своем теле, очень удивлялась, что не чувствует боли.

 А мамы все не было... Один за другим затухали лучики надежды. ОНА НЕ ЗНАЛА, сколько дней и недель прошло.

 Открыв глаза, девочка увидела на сером пододеяльнике белого червячка и не смогла вспомнить, что с ней и где она. Только смотрела и смотрела на червячка. И увидела себя словно со стороны. Она и это маленькое живое существо - не противное, не прекрасное - никакое. Рядом...

 Погас последний лучик. Девочка закрыла глаза. Она ничего не видела и не слышала. И только темнота. Девочка почти "там"...

 Вдруг - очень слабое ощущение тепла! Откуда-то сквозь стены. Она боялась поверить. Напрягалась. Да, даже "оттуда" она почувствовала свою маму.

 Девочка знала, что мама ее любит, но не понимала как.

 Девочка еще не видит и не слышит, но как-то понимает, что мама не сама пришла, что маму позвали посмотреть на девочку.

 Девочка еще не знает, нужна ли она маме теперь. Она напряглась. Она ждет...

Вдруг она чувствует, как тепло, мамино тепло окутывает ее с головы до ног. Девочка открывает глаза, видит маму, но скорее догадывается, чем слышит: "Доченька, ты что-нибудь хочешь?"

 Девочка, все еще боясь поверить, скорее думает, чем говорит: "Порисуй мне".

 Это первое пришло в голову, чтобы проверить, убедиться, не откладывая: правда ли, что для нее, для девочки, что-то хотят сделать?

 И мама поняла... И начала рисовать. Мама рисует с упоением. В девочке просыпается почти угасшая душа. Она уже видит и слышит. Она понимает, что мама рисует для нее. Для девочки! Ради девочки! Кажется, и мама боится поверить, что дочь ее уже здесь, с ней. Мама чувствует, что как только она перестанет рисовать, девочка опять уйдет от нее, уйдет насовсем.

И мама рисует. Старательно. Почти не дыша. Не отвлекаясь.

 У девочки будто растут крылья. Она просит посадить ее. Она хочет видеть свою маму. И как мама рисует.

 А мама рисует оранжевый кленовый листок. Потом куклу. Потом еще что-то… Девочка смотрит и смотрит. Открывается дверь, входит женщина в белом халате и от изумления, будто натыкается на стеклянную стену. Вбегает еще кто-то... И еще. Все стоят и смотрят.

 Мама с девочкой чувствуют себя немного виноватыми. Мама не поднимает головы, боится оторвать карандаш от бумаги. И все лучики надежды вдруг снова вспыхнули, ожили и превратились в оранжевое солнце на мамином рисунке"

 Это реальная история. Девочке было 7 лет.

Дети, как и цветы без любви и заботы могут быстро завянуть и даже погибнуть. Ответственность за это лежит перед родителями.

  Ребёнок  счастлив,  когда  мама и папа вместе с ним играют в прятки или машинки…

Ребёнок счастлив, когда  родители читают ему книгу, гуляют в парке, кормят птиц, когда отвечают на его бесконечные вопросы.

Ребёнок счастлив, когда его просто обнимают. В такие моменты он осознаёт, что родители его  любят.  Малыши  чувствуют  это и понимают, что значимы и что жизнь - интересная и прекрасная штука.

 

3 заседание

«Вредные привычки у детей»

  «Не грызи ногти», «не ковыряй в носу», «не ерзай на стуле», - слышим мы от других и потом говорим это своим же детям. И как ни странно, но этим еще более укореняем дурное поведение. А ведь всему есть свое объяснение. Нужно только хорошенько разобраться в вопросе. И тогда вы поймете, что замечание следует делать вам, а не ребенку.

 Привычка – это повторяющееся действие, часто неосознанно, имеющее свою причину и выполняющее определенную роль. Вредная привычка становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов и беспокойства, компенсацией недостатка общения. Это отвлекает ребенка от процесса познания и угрожает задержкой психического развития.

 Откуда берутся  вредные привычки у детей: 

·        сосание пальца, губы, края одежды или постельного белья;

·        верчение;

·        покусывание или сосание щек;

·        привычка теребить волосы или мочку уха;

·        кусание или грызение ногтей (онихофагия);

·        онанизм (мастурбация);

·        болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы (трихотилломания);

·        ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) и много других?

 В основе любой  вредной привычки лежит недостаток родительского внимания. Многие из привычек возникают у детей, которых с раннего детства воспитывали строго, жестко, чрезмерно требовательно. Часто причиной становится перенесенный ребенком стресс, смена обстановки, вынужденное отлучение от матери. Даже нереализованная потребность в грудном вскармливании позже дает о себе знать.

 Прибегая к  привычке, ребенок пытается уменьшить возникающие у него отрицательные эмоции: неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким людям, страх, неуверенность, тревогу, беспокойство, стыд.

Мама непременно должна участвовать в снятии эмоционального напряжения у маленького ребенка, делить с ним все его переживания.

    Чтобы предотвратить возникновение патологических привычек, возьмите во внимание следующие рекомендации:

·        Постарайтесь как можно дольше сохранить грудное вскармливание.

·        Не отбирайте у младенца соску, если таким способом он компенсирует отсутствие маминой груди.

·        Не бойтесь укачивать малыша, если он по-другому не может уснуть.

·        Не оставляйте детей подолгу одних в постели, если им не спится.

·        Старайтесь находиться с ребенком всякий раз, когда у него возникает в этом потребность.

·        Не перекладывайте своих обязанностей по уходу за малышом на других членов семьи.

·        Не стыдите ребенка за неудачу в каком-то деле. И не подгоняйте его ни в чем.

·        Старайтесь избегать непомерных нагрузок на ребенка: и физических, и особенно умственных.

·        Не позволяйте ребенку подолгу засиживаться на горшке/унитазе.

·        Не допускайте запоров – они нередко способствуют появлению онанизма; проверяйте ребенка на наличие гельминтов;  тщательно следите за гигиеной промежности и ножек во избежание зуда.

·        Не будьте с детьми слишком строгими и авторитарными.

·        Старайтесь избегать всяческих конфликтов в семье.

·        Занятие музыкой, танцами или спортом также дают хороший профилактический результат.

 Как бороться с детскими привычками?

Бороться нужно с привычкой, а не с ребенком. Почувствуйте эту грань и ни в коем случае не переходите ее.

Обязательна нормализация внутрисемейных взаимоотношений, мягкое и ровное отношение к ребенку, удовлетворение его потребности в эмоциональной теплоте и ласке, систематические оздоровительные и физкультурные мероприятия, развитие творчества.

Наказания и запугивания имеют очень тяжелые психологические последствия – не делайте этого!  Насильно отказавшись от привычки, ребенок тут же заменит ее другой.

Не показывайте своего раздражения, не стыдите ребёнка за его привычки.

Не принуждайте ребенка давать обещания «больше так не делать» – он еще слишком мал для их выполнения.

Полезно качать ребенка на качели несколько раз в день. Для малышей нужно приобрести лошадку-качалку.

При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку.

Обеспечьте ребенку новые позитивные эмоции, впечатления, интересные захватывающие познания.

Отдельно стоит отметить, что, борясь с детским онанизмом, нельзя усердствовать при купании, проявляя при этом усиленное внимание к половым органам ребенка; чрезмерно ласкать и целовать ребенка в губы; качать на ноге; оставлять ребенка надолго в постели без сна; надевать тесную одежду; насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства, что способствует выключению чувствительной зоны рта и языка и включению зоны половых органов (эти две зоны тела рефлекторно связаны). А также не перекармливайте детей сладкой, экстрактивной и мясной пищей.

Перестаньте обсуждать вредную привычку с ребёнком, вообще не упоминайте о ней.

Запаситесь терпением и любовью. Помните, что устранить привычку гораздо тяжелее, чем предотвратить. Это требует немалого времени.

Устраняя привычку, вы должны восполнить тот недостаток внимания, из-за которого она появилась. Играйте вместе с ребенком, общайтесь, ласкайте его.

  И главное – будьте уверены в успехе!

Использованная литература:

Гарбузов В. «Нервные и трудные дети»;

Корнеева Е. «Эти загадочные малыши»

 

4 заседание

 

«Детские слёзы».

 

 

Детские слёзы - явление вполне обычное. Это своеобразный  предъязык, усвоенный ребёнком ещё в младенчестве и успешно применяемый и в более позднем возрасте.

У детского плача множество оттенков и смыслов: бывает плач –

 испуг, боль, обида,  желание,  горе, способ привлечь внимание, недовольство, каприз, требование свободы, непонятости, разочарования…..

 

Только для постороннего слуха плач - это неприятный раздражитель, близкие же  люди понимают причину слёз малыша и стараются помочь ему.

 

Однако есть дети, которые плачут явно чаще и больше других. Они исторгают слёзы по любому поводу. Папы и мамы таких детей испытывают постоянную тревогу за них. Как помочь таким детям?

Простого, универсального рецепта здесь нет!

 Однако можно с уверенностью сказать, что чувствительность и ранимость являются признаками психического склада таких детей, свойствами их нервной системы.

Изменить эти врождённые особенности по своему желанию нельзя.

Средства воспитательного воздействия - уговоры, упрёки, наказания, насмешки - не помогут! Любые насильственные меры ещё сильнее ослабят нервную систему ребёнка, отнимут у него силы, уверенность в себе.

 

Лучшая тактика в общении со сверхчувствительным ребёнком:

·        дать малышу право оставаться таким, какой он есть;

·        в период слёз можно молча находиться рядом, давая понять, что вы ему сочувствуете, и  в любой момент окажите помощь;

·        можно попробовать переключить внимание на что-то конкретное, на другой вид деятельности;

·        терпение, терпение и ещё раз терпение…

Чрезмерно высокая чувствительность проходит со временем. Когда у ребёнка начнут формироваться механизмы волевой регуляции своего поведения (обычно это происходит к 10-15 годам), то нежелательные эффекты исчезнут сами собой, без специальных усилий со стороны взрослых.

 

 Уважаемые родители, помните, что высокая эмоциональная чувствительность  говорит о детской  отзывчивости,  доброте, сердечности,  желании прийти на помощь, а это очень ценные человеческие качества!

 

Прислушайтесь к  детскому плачу! Плач и слёзы - это язык детского общения, так не будьте глухи к нему лишь потому, что разучились говорить на нём сами.

 

 

                          Использованная литература:

 

Корнеева Е. «Эти загадочные малыши».

 

 

НФПК. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz