МБОУ "Начальная школа - детский сад №6"

Консультация для воспитателей

 

Консультация для воспитателей

Послушные буквы

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

Непрекращающийся поток школьников, которые нуждаются в помощи в связи со стойкой неуспеваемостью по русскому языку, заставляют обратиться к истокам проблемы, т.е. к дошкольному детству.

            Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость ведения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду очевидна.

Примерное планирование работы

по предупреждению нарушений чтения и письма

у детей старшего дошкольного возраста

 Задачи

Виды работ и упражнений

Время

проведения

Совершенствование пространственных и временных ориентировок

Пробы Хеда, тест Озерецкого, игра «Разноцветное путешествие», графические диктанты, упражнения «Закончи узор», «Дорисуй по точкам», «Повтори рисунок», «Нарисуй дорожку» (см. приложение)

В течение всего года

Развитие конструктивного праксиса

Моделирование букв из палочек, цепочек, спичек, монеток и т.д.

Игра «Необычный конструктор»

Сентябрь – ноябрь

В течение всего года

Развитие тактильных ощущений

Дермалексия (узнай, какую букву «написали» на спине, руке, в воздухе рукой ребенка)

Игра «Умные ручки»

Начало учебного года

Развитие дифференцированности, аналитичности, конкретности восприятия

Игры «Необычный конструктор», «Угадай, какая буква?»

Упражнение «Кто внимательнее?»

(см. приложение)

Ноябрь - январь

Формирование навыков чтения

Нахождение букв в геометрических фигурах

Приемы, помогающие запомнить зрительный образ буквы (см. приложение)

Игра «Зоркие глазки», слоговые таблицы и карточки для чтения (по И.Л.Калининой)

В течение всего года

 

2-3 периоды учебного года

Совершенствование техники чтения

Карточки из книги Г.Г.Мисаренко и И.Л.Калининой:

а) чтение слов, отличающихся одной-двумя буквами (лак - мак - бак);

б) чтение столбиков слов с одинаковыми гласными (баба  - вата – лапа, луна – лупа – рука);

в) чтение столбиков слов с одинаковой концовкой (палка – фиалка – закалка);

г) работа с рифмованными текстами;

д) чтение «лесенок» - слов, расположенных в порядке возрастания количества букв: кот – котик – котище - котенок

2-3 периоды учебного года

 

 

Приложения.

 

Наглядный вариант пробы Хеда

 

Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив обследующим: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д. Задание может быть использовано для детей 9 лет и старше. Его выполнение требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности (инак-тивности) по «лобному» типу.

 

Речевой вариант пробы Хеда

 

1.      Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.

 

2.      Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

 

Критерии оценки:

 

3 балла — выполнены оба задания;

 

2 балла — выполнена только простая ориентировка;

 

1 балл — не выполнено ни одного задания.

 

Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислексией.

 

 

 

Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук

 

Ребенку предлагается (после демонстрации) одновременно ударять по столу двумя руками: правой, сжатой в кулак, и левой — раскрытой ладонью. Затем наоборот: левой, сжатой в кулак, а правой — раскрытой ладонью. Так повторить 3—4 раза. Оценивается ритмичность движений и способность синхронно сменять положение обеих рук одновременно. Задание может быть адекватным для детей 12 лет и старше. При резидуальных поражениях двигательных систем мозга выполнение данной пробы обычно затруднено: отмечаются синкинезии, переключение на следующее движение обеими руками происходит разновременно. Данное задание оценивается качественно по степени выраженности затруднений. Количественная оценка успешности выполнения этой пробы возможна с помощью подсчета правильно выполненных движений в серии из 6 или 12 повторов.

 

Проба Н.И Озерецкого на динамический праксис «Кулак—ребро—ладонь»

 

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, потом — двумя руками вместе.

 

Задание доступно детям б лет и старше. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (премоторных отделов), но и к модально неспецифическому дефициту сукцессивных функций. Первый и второй варианты расстройств порождают разные виды ошибок. В первом случае чаще страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок персеверирует или делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.

 

Степень сохранности премоторной зоны

 

Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний). Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.

 

Критерии оценки:

 

5 баллов — правильно и быстро;

 

4 балла — правильно, но медленно;

 

3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;

 

2 балла — персеверация (повторение) на истощении;

 

1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).

Проба на пальцевый гнозис и праксис

 

Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором, воспроизводить различные позы пальцев:

 

§  Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед.

 

§  1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак. Указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак.

 

§  2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы У. 4- 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак.

 

§  2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак.

 

§  2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак.

 

§  2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы V, а 1, 4 и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»).

 

§  1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.

 

Оценивается положение каждой позы в штрафных баллах

 

§  поза не выполнена — 1 балл;

 

§  поза воспроизведена неточно — 0,5 балла;

 

§  замедленное воспроизведение позы (поиск нужных движений) — 1 балл;

 

§  поиск нужных движений продолжается от 10 до 30 с —2 балла;

 

§  поиск нужных движений продолжается более 30 с —3 балла.

 

Выполнение этого упражнения в значительной степени зависит от кинестетического анализатора и «схемы тела» (А. Р. Лурия). Зарубежные исследователи рассматривают нарушение данных операций как одно из проявлений синдрома Герстманна. У взрослых синдром Герстманна наблюдается при поражении теменных зон коры доминантного по речи полушария.

 

Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв

(по И.Л.Калининой):

            - лепка букв из пластилина;

            - выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики и т.д.;

            - вырезание из цветной бумаги;

            - выжигание на дощечках;

            - вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);

            - отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);

            - узнавание букв на ощупь (игра «Умные ручки»);

            - выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;

            - рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).

 

 

Игра «Необычный конструктор»

Цели:

- вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных  букв;

- начать классификацию букв алфавита по количеству элементов.

             На фланелеграфе дети выкладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал, два полуовала – большой и малый, палочка – большая, средней величины и маленькая, две точки, знак над Й. Активных элементов всего 6.

 

Упражнение «Кто внимательнее?»

(самостоятельная работа)

·        «Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят:

- из одного элемента (О, С);

- из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.);

- из трех элементов и т.д.

·        «Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»:

- прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.);

- вправо (Б, В, Г, Е и т.д.);

- влево (З, Л, У, Ч и т.д.);

- «открыты» (А, Б, Г и т.д.);

- «закрыты» (В, О).

 

Упражнение «Нарисуй дорожку»

            Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине: «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».

 

Упражнение «Угадай, какая буква?»

            Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки – большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая это буква? (Я)

 

Игра «Разноцветное путешествие»

            У каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх, вправо, вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились.

 

Литература по теме:

            Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. М., 2001.

            Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2006.

            Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия. М., 1999.

            Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. М., 2003.

 

Составила:

учитель – логопед

Черноусова Л.М.

 

НФПК. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz