|
|
||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Консультация для воспитателей Послушные буквы В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Непрекращающийся поток школьников, которые нуждаются в помощи в связи со стойкой неуспеваемостью по русскому языку, заставляют обратиться к истокам проблемы, т.е. к дошкольному детству. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость ведения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду очевидна. Примерное планирование работы по предупреждению нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста
Приложения.
Наглядный вариант пробы Хеда
Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив обследующим: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д. Задание может быть использовано для детей 9 лет и старше. Его выполнение требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности (инак-тивности) по «лобному» типу.
Речевой вариант пробы Хеда
1. Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.
2. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
Критерии оценки:
3 балла — выполнены оба задания;
2 балла — выполнена только простая ориентировка;
1 балл — не выполнено ни одного задания.
Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислексией.
Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук
Ребенку предлагается (после демонстрации) одновременно ударять по столу двумя руками: правой, сжатой в кулак, и левой — раскрытой ладонью. Затем наоборот: левой, сжатой в кулак, а правой — раскрытой ладонью. Так повторить 3—4 раза. Оценивается ритмичность движений и способность синхронно сменять положение обеих рук одновременно. Задание может быть адекватным для детей 12 лет и старше. При резидуальных поражениях двигательных систем мозга выполнение данной пробы обычно затруднено: отмечаются синкинезии, переключение на следующее движение обеими руками происходит разновременно. Данное задание оценивается качественно по степени выраженности затруднений. Количественная оценка успешности выполнения этой пробы возможна с помощью подсчета правильно выполненных движений в серии из 6 или 12 повторов.
Проба Н.И Озерецкого на динамический праксис «Кулак—ребро—ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, потом — двумя руками вместе.
Задание доступно детям б лет и старше. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (премоторных отделов), но и к модально неспецифическому дефициту сукцессивных функций. Первый и второй варианты расстройств порождают разные виды ошибок. В первом случае чаще страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок персеверирует или делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.
Степень сохранности премоторной зоны
Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний). Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.
Критерии оценки:
5 баллов — правильно и быстро;
4 балла — правильно, но медленно;
3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;
2 балла — персеверация (повторение) на истощении;
1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах). Проба на пальцевый гнозис и праксис
Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором, воспроизводить различные позы пальцев:
§ Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед.
§ 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак. Указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак.
§ 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы У. 4- 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак.
§ 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак.
§ 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак.
§ 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы V, а 1, 4 и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»).
§ 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.
Оценивается положение каждой позы в штрафных баллах
§ поза не выполнена — 1 балл;
§ поза воспроизведена неточно — 0,5 балла;
§ замедленное воспроизведение позы (поиск нужных движений) — 1 балл;
§ поиск нужных движений продолжается от 10 до 30 с —2 балла;
§ поиск нужных движений продолжается более 30 с —3 балла.
Выполнение этого упражнения в значительной степени зависит от кинестетического анализатора и «схемы тела» (А. Р. Лурия). Зарубежные исследователи рассматривают нарушение данных операций как одно из проявлений синдрома Герстманна. У взрослых синдром Герстманна наблюдается при поражении теменных зон коры доминантного по речи полушария.
Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв (по И.Л.Калининой): - лепка букв из пластилина; - выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики и т.д.; - вырезание из цветной бумаги; - выжигание на дощечках; - вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»); - отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка); - узнавание букв на ощупь (игра «Умные ручки»); - выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке; - рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).
Игра «Необычный конструктор» Цели: - вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв; - начать классификацию букв алфавита по количеству элементов. На фланелеграфе дети выкладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал, два полуовала – большой и малый, палочка – большая, средней величины и маленькая, две точки, знак над Й. Активных элементов всего 6.
Упражнение «Кто внимательнее?» (самостоятельная работа) · «Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят: - из одного элемента (О, С); - из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.); - из трех элементов и т.д. · «Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»: - прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.); - вправо (Б, В, Г, Е и т.д.); - влево (З, Л, У, Ч и т.д.); - «открыты» (А, Б, Г и т.д.); - «закрыты» (В, О).
Упражнение «Нарисуй дорожку» Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине: «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».
Упражнение «Угадай, какая буква?» Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки – большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая это буква? (Я)
Игра «Разноцветное путешествие» У каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх, вправо, вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились.
Литература по теме: Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. М., 2001. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2006. Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия. М., 1999. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. М., 2003.
Составила: учитель – логопед Черноусова Л.М.
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
|