МБОУ "Начальная школа - детский сад №6"

Фонематическое восприятие

 

Консультация логопеда

 

Фонематическое восприятие.

Что это такое и как его развивать?

 

Пройдет совсем немного времени, и ваши дети станут первоклассниками. Уверена, что каждый из вас уже задумывается о том, насколько успешной будет предстоящая учеба. И чтобы не было потом разочарований и огорчений, многие начинают готовить своих детей к школе уже сейчас: учат буквы, делают первые шаги в чтении, готовят руку к письму. Но этого недостаточно. Одним из условий успешного обучения в школе является хорошо развитое ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ будущего школьника.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ. Что это такое? Это способность ребенка воспринимать звуки, фонемы, на слух и четко их различать. Чем чревато несовершенство фонематического восприятия? Прежде всего, проблемами с письмом, а  в дальнейшем с русским языком. Детям с неразвитым фонематическим слухом ставят диагноз АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ.   

 Какие ошибки допускаются такими детьми при письме?

 Их множество:

  замены и пропуски букв («шабака», «скаф», «возращался»);

— слитное написание предлогов  («втрех шагах…», «понебу…»);

  написание лишних слогов  или их пропуски («слеледы», «потенце»);

не дописываются окончания слов;

— нет  согласования слов («пришел сентября…»).

Как и любые способности, фонематическое восприятие можно и нужно развивать и совершенствовать, особенно у детей, имеющих недостатки звукопроизношения.

 

Для этого есть множество упражнений:

 

*  развитие слухового внимания: что услышал за окном, что звучало, что я делала, прохлопай также как я;

*  повторение слоговых цепочек («Скажи как я»)

*   ма-мо-мы-му-мэ, ны-ну-на-но  и другие сочетания слогов;

*   выделение неправильно произнесенного слова: вагон – ва    гон – фагон – вагон – вакон – вагом- вагон;

*  игры в рифмы, сочинение коротких стишков;

*  определение лишнего слога: па-па-ба-па, кы-гы-кы-кы и т.д.;

*  нахождение слов с заданным звуком;

*  выбор картинок с заданным звуком;

*  «Аукцион слов»: кто больше назовет слов с заданным звуком;

*  определение первого, последнего звука в словах;

*   игра «Цепочка»: каждое последующее слово начинается с последнего звука слова предыдущего;

*   определение места звука в слове: начало, середина, конец слова;

*    «Буква заблудилась». Детям читают строки:

На пожелтевшую траву

Роняет ЛЕВ свою листву.

Маше БУДКА надоела,

Маша БУДКУ недоела.

*  звуко-буквенный анализ слогов, слов (определение кол-ва звуков в слове, их последовательность, игры: «Назову звуки – ты составь слово», «Летел крокодил», «Превращалки» (дом-ком-лом-лоб-луб-лук), ребусы,  кроссворды);

*   деление слов на слоги;

*   различение (дифференциация) твердых – мягких звуков, звонких – глухих звуков, смешиваемых звуков (ш-с, з-ж, л-р).

 

 

 

При  обучении  детей  чтению  буквы  называем  как  звуки.

 

Еще несколько советов по подготовке детей к школе.

Иногда у школьников встречается  оптическая дисграфия, т.е. школьники путают сходные по написанию буквы – п-т, м-л, ш-и, у-з, р-з, б-д и т. д. В этом случае страдает не только письмо, но чтение. Поэтому важно развивать зрительное восприятие детей в упражнениях: найди отличия, лабиринты, рисуем по клеточкам, среди других букв найди нужную, выбери в тексте заданную букву, изготовление букв из проволоки, выкладывание их косточками, пуговицами, какие буквы спрятались, изографы, найди похожие буквы, чем отличаются буквы (Р-Ф, А-Л, Г-Т и т.д.), превращение букв (П в Т, Г в Т, Б в Ь и т. д.) и др.

 

Еще одной из значимых проблем в школьном обучении является недостаточное развитие связной речи: неумение рассказать о каком-то событии полно, связно, составить рассказ по картинке, пересказать текст. Понятно, что это тоже отражается на успеваемости. Чаще всего это происходит от бедности активного словарного запаса детей: с детьми мало общаются, разговаривают, недостаточно читают им, обсуждают прочитанное, увиденное, «не подкидывают» им не часто употребляемые слова: например, зайка хрумкает – как думаешь, что обозначает это слово? Что зайка может хрумкать? Вот и получается, что дети про зайца говорят, что он прыгает, скачет, любит морковку. А ведь заяц еще может грызть кору, прятаться, скакать, подпрыгивать, запрыгивать, петлять, путать следы, убегать, удирать, трусить, бояться, опасаться,  линять осенью и весной, может затаиться, притаиться и т. д.  А прилагательные? Про яблоко – это только круглое, вкусное и зеленое, а оно может быть  мягкое или твердое, сочное, ароматное, крупное, гладкое, прохладное из холодильника, теплое с солнышка. И совсем редко используются в речи наречия, причастия и деепричастия.

 

 

И предложения придумывают в лучшем случае из 3-4 слов:

«В небе светит солнце».  Где в небе? каком небе? как светит? какое солнце? «Высоко в  безоблачном ясном небе ярко светит теплое солнышко»  (Игра «Волшебники»).

Какие игры помогут:

«Кто больше назовет слов-действий про лягушку (гусеницу, папу, …)»;

«Расскажи про бабушку (подругу, куклу,…). Какая она?»;

«Скажи наоборот» (антонимы: веселый – грустный, горячо - …, длинный день - …);

«Скажи по-другому» (синонимы: смелый, отважный, геройский,…).

Детей нужно знакомить с многозначность некоторых слов: ключ, ручка; с образованием сложных слов: пыль сосет - пылесос, а как получились слова: водолаз, паровоз,  снегокат, голубоглазый?  и т. д.

 

Надо помнить, что речь — это не только «золотой ключик» в волшебную страну знаний и личностного развития, но еще и способ выразить себя, завести друзей, стать свободным и счастливым человеком. Владение литературным языком требуется человеку для успешного изучения всех школьных дисциплин.

Родной язык — и средство общения, выражения мысли, и мощный стимул развития личности человека.

 

Использованы:

Володина В.С. Альбом по развитию речи. М., 2007;

Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок,

обусловленных  несформирован-ностью

фонематического слуха. Вып. 1–5. М. 2004;

Т.И. Журина «Советы логопеда»

 

 

 

НФПК. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz