МБОУ "Начальная школа - детский сад №6"

Роль игры в формировании звукопроизношения ребенка 4-5 лет

 

РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ РЕБЕНКА

           Понятие «речь» очень обширно. И имеет несколько важнейших компонентов – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь – каждый из них неотделим один от другого. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого.

Огромное значение в речевом развитии ребенка имеет  игровая деятельность. Доказано, что игра – основной вид деятельности ребенка-дошкольника, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у него психических процессов, в том числе и речи, и мышления, и памяти, и личностных качеств, и интеллекта. Их формирование в игровой деятельности реализуется значительно быстрее и прочнее.

Речь начинает развиваться с первых дней жизни ребенка и даже еще до его рождения. На вопрос «Что проще – формировать или исправлять?» любой ответит: «Конечно, формировать!» Но самопроизвольно речь не формируется. Без целенаправленного воздействия, только в процессе общения, речью ребенок, безусловно, овладеет. Но такая речь часто не соответствует возрастным нормам.

Насколько важен для человека дар слова, все прекрасно знают. К.С. Аксаков писал о том, что слово есть первый признак сознательной разумной жизни, воссоздание вокруг себя мира. Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно – в дошкольном детстве.

Хороший поэт в своей работе над языком всегда выбирает не только слова, но и звуки, которые как бы подтверждают смысл слов.  Попробуйте выполнить задания для детей старшего дошкольного возраста, ответив на вопросы.

·      Какой звук способствует передаче чего-то грохочущего, грозного при прослушивании слов: гром, гроза, греметь, грот, раскаты, грохотать?

Испугался грома Рома,

Заревел он громче грома.

От такого рева гром

Притаился за бугром.

·      Какой звук создает ощущение скорости и в то же время плавности волн?

                        Волна на волну набегала,

                        Волна подгоняла волну.

·      Какой звук создает образ тишины?

Тише! Тише! Тише! Тише!

Спит в лесу семья зайчишек…

Не во сне, а наяву

С ветки елки стая шишек

Мягко прыгает в траву.

В теплых норах спят мышата,

Мать качает малышат…

В лапотках идут шишата

По тропинкам чуть дыша.

            Взрослые легко справляются с такими заданиями. У детей они вызывают определенные трудности. Следует вывод: ребенка нужно учить слушать и слышать.)

                        В каждом возрастном периоде есть свои особенности, приоритетные направления в развитии речи. В младшем дошкольном возрасте это знакомство с окружающим миром. В среднем возрасте, – накопление словарного запаса, активное формирование грамматической стороны речи. В старшем дошкольном возрасте особое значение  имеет воспитание слухового внимания, интереса к звуковому оформлению речи и предшкольный период – развитие способности к слоговому и звукобуквенному анализу и синтезу. И, конечно, на протяжении  почти всего дошкольного детства – работа над правильным звукопроизношением.  Именно оно вызывает наибольшее беспокойство у родителей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие, в том числе сверстники, не заметят ограниченность словарного запаса или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение – как на ладошке.

Формирование звукопроизношения имеет свою строгую структуру, свои этапы:

- первый из них – подготовительный, когда артикуляционный аппарат ребенка готовят к произнесению того или иного звука с помощью различных специальных артикуляционных упражнений; учат слышать и выделять проблемный звук среди других звуков речи; работают над постановкой изолированного звука. На этом этапе можно использовать «Сказки для веселого язычка», когда артикуляционные упражнения для определенной группы звуков объединены общим сюжетом. Для развития слухового внимания следующие игровые упражнения: «Поймай звук» - хлопни в ладоши, если услышишь звук Л, «Собери букет» - на слог со звуком Л на стебельки прикрепляют колокольчик, «Укрась коврик» - услышишь словечко со звуком Р - в пустую клеточку коврика положи ромашку, если в слове нет звука Р, положи тюльпан. При постановке звука используются звукоподражания: с-с-с – льется водичка, работает насос; ш-ш-ш – ползет змейка, выходит воздух из шарика; з-з-з – пчелка, л-л-л – летит самолет, р-р-р – рычит собака. Здесь же можно использовать игры «Далеко - близко» - произносить поставленный звук громко и тихо; «Большой - маленький» - меняется высота голоса.

Второй этап – автоматизация в слогах, словах, предложениях. Самое скучное – это отработка звука в слогах: сначала открытых – ЛА,ЛО,ЛУ,ЛЫ, затем в слогах со звуком между двумя гласными – АЛА,АЛЫ,АЛО,АЛУ, в слогах со стечением согласных – ПЛА,ПЛЫ,ПЛО,ПЛУ и, наконец, в закрытых слогах – АЛ,ОЛ,УЛ,ИЛ,ЕЛ и т.д. Здесь на помощь также придет игровая деятельность, т.к. игра – это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Обучающий материал, который преподносится в игре, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Упражнения для автоматизации звуков в слогах:

1.      Каждый палец здоровается с большим пальцем.  При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.

2.      Загибать поочередно пальцы, произнося слоги.

3.      Произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.

4.      Помочь пароходику добраться до острова, проводя пальцем по волнам или рисуя волнистую линию.

5.      Аналогичные задания: помочь зверюшкам добраться до их любимой еды, бабочке сесть на цветок, нарисовать путь самолета. А потом вместо игрушек и рисунков положить или написать буквы, тогда легко  ребенок усвоит слоговое чтение.

6.      Поиграем в ладошки: Л, А, вместе – ЛА и т.д.

7.      Использовать игрушки из «киндер-сюрприза»: скажи столько раз слог, сколько игрушек. И т.д.

Переходным пунктом от слогов к словам, а затем и  предложениям служат чистоговорки, которые можно придумывать самим:

ла-ла-ла – лапа, лак, ладонь, пила;

ло-ло-ло – ложка локоть, лоб, тепло;

лы-лы-лы – чисто вымыли … (полы);

лу-лу-лу – вытер лужу на … (полу);

ал-ал-ал – Володя … (мал),

ел-ел-ел – он кашу …(съел) и т.д.

А сейчас попробуйте придумать  чистоговорку сами: ра-ра-ра …, ор-ор-ор…

            Дети очень любят соревноваться, поиграйте в «Аукцион слов». Для автоматизации звука в словах и предложениях можно подобрать еще массу игр и игровых упражнений: «Назови предметы со звуком Л, которые есть на кухне» (в комнате, на картинке); «Чего не стало», «Доскажи словечко», «Рифмы», «Четвертый лишний», отгадывание загадок; «Так бывает или нет?» (волшебник случайно заколдовал предложения, слова в них перепутались, исправь ошибки – Халат надел маму. На белке сидела елка. Ладони вымыли Аллу с мылом.); «Я начну предложение, а ты закончи» (На улице тепло, потому что …  Я не пойду гулять, …  Когда наступит лето, …).

И на последнем этапе – введении звука в связную речь, неоценимое значение имеет заучивание стихов, придумывание загадок, драматизации знакомых произведений, придумывание рассказов, изменение окончаний сказок, которые также можно превратить в игру.

И в заключении хочу сказать о том, каким же требованиям должна отвечать игра? Во-первых, она должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Во-вторых, ее структура и содержание должно постепенно усложняться. В-третьих, в игре должны быть задействованы как можно больше анализаторов: тактильный,  вкусовой, обонятельный, зрительный, слуховой, двигательный. Такие игры, как правило, имеют более высокую результативность, запоминаются надолго и вызывают стойкий интерес.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

            Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994.

            Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 1982.

            Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1998.

            Сазонова Л.В. Игровые приемы автоматизации звуков в слогах. Ж. «Логопед» №4 2009.

 

 

 

Выступление на родительском семинаре - практикуме

НФПК. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz