МБОУ "Начальная школа - детский сад №6"

Речевые игры. Что это такое, и как в них играть.

 

Консультация учителя-логопеда

 

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ:

ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК В НИХ ИГРАТЬ

 

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разных местах. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада.   Любят они играть и с взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем не часто, как это хотелось бы нашим детям.

       Я предлагаю вам общение со своими детьми сделать приятным и интересным – поиграть с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе с взрослым сделает ее полезной и желанной.

       Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.

       Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет не любые. Прежде всего, это стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события.

 Например, это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»); это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора     все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т. д.

Особенно ребятам нравятся стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.

       В чем же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь выразительной.

       Выступая в самых разных ролях – ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом играть.

        Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самих рассказать, что они поняли; разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный  и соответствующий тексту стиха жест. 

       Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».

        Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке – текст произносится по-старушечьи, шепеляво, о мышонке - тоненько, высоким  голоском, о бычке – низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь и играя вместе с взрослыми!

 

НФПК. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz